КАФЕДРА
КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМ
В УПРАВЛЕНИИ И ПРОЕКТИРОВАНИИ

Рейтинговая система оценки знаний в электронном учебном комплексе «Моделирование систем»

Курс «Моделирование систем» включает:

  1. выполнение компьютерных лабораторных работ;
  2. решение тестовой контрольной работы;
  3. сдачу тестового экзамена;
  4. выполнение индивидуальных заданий по имитационному моделированию систем управления.

Лабораторные работы заключаются в решении задач по статистическому моделированию, численным методам моделирования и моделированию систем управления. Всего сформулировано 75 задач, которые приведены в приложении 1 электронной версии учебного пособия: Решетникова Г.Н. Моделирование систем : учеб. пособие / Г.Н. Решетникова ; Федеральное агентство по образованию, Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники. - Томск: Томск. гос. ун-т систем упр. и радиоэлектроники, 2005. - 261 с. ISBN 5-86889-229-1. К каждой задаче предлагается по 30 вариантов исходных данных, которые приведены в приложении 2. Все задачи сгруппированы по темам в 8 групп и разделены на обязательные к выполнению (5 задач) и необязательные (3 задачи). К обязательным относятся задачи с номерами: 1 – 4, 5 – 14, 60 – 66, 67 – 69, 70 – 72; а к необязательным задачи с номерами: 15 – 36, 37 – 59, 73 – 75. Каждый студент входит под своим паролем в электронный комплекс, получает задачи, выбранные случайным образом из каждой группы, и исходные данные к ним, также выбранные случайным образом. Для каждой обязательной задачи указан срок сдачи и вид представляемого результата. Сроком сдачи необязательных задач является начало зачетной сессии.

Сдача лабораторных работ осуществляется следующим образом: студент получает задачу, выполняет её и сдаёт преподавателю. Преподаватель выставляет баллы студенту, после чего студенту, после ограниченной во времени подготовки, предлагается ответить на 4 тестовых вопроса. При этом каждый правильный ответ на тестовый вопрос даёт один дополнительный балл к общей сумме за данную задачу. Если студент не ответил на 2 или более тестовых вопроса из четырех неверно, то итоговый балл за выполнение задания полагается равным 0. Время на подготовку к тесту - 20 минут, время на выполнение теста - 10 минут. Если студент не укладывается в заданные временные рамки, то итоговый балл за выполнение задания полагается равным 0.

Контрольная работа включает 20 тестовых вопросов, выбранных случайным образом из 106, выполняется в любое время и оценивается максимум в 10 баллов. Контрольная работа считается выполненной, если набрано не менее 5 баллов. Студент допускается к выполнению контрольной работы до тех пор, пока не наберет не менее 5 баллов, после чего контрольная работа считается выполненной и к ее пересдаче студент не допускается.

После выполнения всех обязательных лабораторных работ и контрольной работы студент допускается к сдаче тестового экзамена. Экзамен включает 40 тестовых вопросов, выбранных случайным образом из 182, и оценивается максимум в 20 баллов. Экзамен засчитывается, если набрано не менее 10 баллов, в противном случае экзамен считается не сданным. Экзамен можно сдавать не более трех раз. При первом получении результата в 10 и более баллов (из трех попыток сдачи экзамена), экзамен считается сданным и к его пересдаче студент не допускается. Если экзамен с трех попыток не засчитывается, то студент отсылается к преподавателю.

Таким образом, максимальные баллы распределяются следующим образом.

  1. Задачи обязательные:

    1 - 4 — максимум 8 баллов (4 балла за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);
    5 - 14 — максимум 6 баллов (2 балла за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);
    60 - 66 — максимум 6 баллов (2 балла за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);
    67 - 69 — максимум 8 баллов (4 балла за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);
    70 - 72 — максимум 10 баллов (6 баллов за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);

  2. Задачи необязательные:

    15 - 36 — максимум 6 баллов (2 балла за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);
    37 - 59 — максимум 6 баллов (2 балла за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);
    73 - 75 — максимум 12 баллов (8 баллов за выполнение задачи и 4 за выполнение теста);

  3. Контрольная работа: максимум 10 баллов;
  4. Экзамен: максимум 20 баллов.
  5. Посещение лекций: максимум 8 баллов.

Таким образом, максимальное количество баллов, которые студент может набрать за курс, равно 100.

Дополнительно, студент может, по согласованию с преподавателем, взять индивидуальное задание, выполнение которого заменяет либо сдачу экзамена, либо выполнение всех трёх необязательных задач. При этом стоимость в баллах индивидуального задания приравнивается к стоимости замещаемых задач, либо экзамена.

Итоговый балл по дисциплине получается суммированием всех набранных баллов, при этом результат округляется до целого значения в пользу студента.

Если в сумме студент набрал не менее 60 баллов, то считается, что курс он сдал. Баллы рейтинговой системы переводятся в оценки пятибалльной системы, принятой в высшей школе России, следующим образом.

Диапазон балловОценка
от 0 до 59неудовлетворительно (2)
от 60 до 69удовлетворительно (3)
от 70 до 89хорошо (4)
от 90 до 100отлично (5)

Различается работа студента до окончания сессии и после окончания сессии, так как экзамен студент может сдать в любое время при получении допуска к экзамену.

Работа до окончания сессии.

В этом случае кроме расчета баллов по результатам осуществляется корректировка баллов по сроку сдачи задания, при этом предполагается, что все лабораторные работы студент обязан сдать до начала зачетной сессии.

Введем следующие обозначения.
t - дата сдачи задания;
T - срок сдачи задания (дата);
q - дата начала зачетной сессии;
τ - величина штрафного периода (дней);
b - балл, полученный по результату выполнения задания;
h - штраф (количество баллов, снимаемых за каждые просроченные τ дней до срока T сдачи задания).

балл за выполнение одного задания =
b, если t < T
b, если q - t < T
b - h
t - T
τ
, если b -
t - T
τ
>0
0, если b -
t - T
τ
≤ 0

Заметим, что с помощью приведенной формулы осуществляется расчет баллов, как для обязательных, так и необязательных заданий.

Работа после окончания сессии отличается тем, что срок пребывания студента в комплексе ограничивается преподавателем. Обычно такой срок устанавливается деканатом. Кроме того, не учитывается корректировка баллов по сроку и при наборе более 60 баллов полагается итоговый балл, равный 60. Преподаватель может отменить присвоение студенту 60 баллов, если, например, у него продлена сессия.

Итоговый балл за курс получается, как и ранее, суммированием набранных баллов за выполнение всех лабораторных работ (обязательных и необязательных), контрольной работы, сдачи экзамена. Если студент набрал меньше 60 баллов, то ему генерируются новые задачи для выполнения лабораторных работ из всего банка задач. В этом случае расчет баллов за выполнение заданий осуществляется без учета корректировки по срокам. Если при выполнении всех заданий студент набрал в сумме не меньше 60 баллов, то ему присваивается балл равный 60 и выставляется соответствующая оценка, если нет — ему опять генерируются случайным образом задачи и итоговая аттестация осуществляется аналогично предыдущему. Если студент набрал опять меньше 60 баллов, то он начинает весь курс сначала.

В комплексе предусмотрены три возможности для участия преподавателя в учебном процессе.

  1. Непосредственное участие преподавателя. В этом случае преподаватель может как увеличивать, так и уменьшать баллы за выполнение конкретного задания после собеседования со студентом, давать студенту индивидуальное задание. При выполнении индивидуального задания студент может не выполнять, по согласованию с преподавателем, либо все необязательные задачи, либо экзамен. Кроме того, экзамен сдается только в присутствии преподавателя, а вычисление итогового балла осуществляется для конкретного студента, например, с учетом выполнения индивидуального задания. Максимальный балл за выполнение индивидуального задания не превышает 20 баллов и устанавливается преподавателем, но таким образом, чтобы в сумме итоговый балл за курс не превышал 100.
  2. Исключение участия преподавателя. В этом случае комплекс функционирует в автоматическом режиме, что делает возможным его использование при дистанционной технологии обучения.
  3. Частичное участие преподавателя. В этом случае преподаватель может давать студенту индивидуальное задание. Частичное участие преподавателя возможно и в других случаях, например, при продлении студентом сессии. В этом случае вычисление итогового балла выполняется индивидуально для данного студента.

Студент сам определяет степень участия преподавателя в процессе своего обучения. Для этого он должен нажать одну из трех кнопок при первой авторизации в комплексе.

Преподаватель может, в любой момент изменить степень своего участия в учебном процессе конкретного студента. При этом результаты, полученные ранее студентом, сохраняются.

По-умолчанию считается, что студент работает в автоматическом режиме обучения, то есть без участия преподавателя.

НОВОСТИ
26 Апреля 2010
Новые правила оценивания студентов
6 Февраля 2008
Поздравляем с победой в конкурсе комплексного учебно-методического и программного обеспечения к.т.н., доцента кафедры КСУП Решетникову Г.Н., Гладких Д.Н., Селенина Е.Г., Константинова П.В., Дерябина В.И.!
12 Ноября 2007
На кафедре запущен электронный учебный комплекс "Моделирование систем".